Prado (Прадо)
Если спросить об основной достопримечательности Мадрида у любого побывавшего в этом городе, скорее всего вы услышите – музей Прадо. И это понятно, Прадо - это более 7600 картин, 1000 скульптур и многочисленные коллекции ювелирного и прикладного искусства. Прадо – это Веласкес, Эль-Греко и Гойя. Прадо, наконец, это Рафаэль, Тициан и огромная коллекция голландской, итальянской, фламандской, французской, немецкой живописи.
Музей удивительно гармоничен, он, кажется, идеально подходит для демонстрации живописных полотен. И это странно потому..., что строился он не для этих целей.
В 1785 году король Карлос III задумал строительство академии естественных наук, чьих большим поклонником был сам. По его плану академия должна была стать центральным элементом научного комплекса, объединяющего расположенный неподалеку ботанический сад и обсерваторию. Строительство огромного здания академии началось на большом зеленом лугу, рядом с которым была разбита аллея, получившая впоследствии название бульвар «Луг» (исп. Prado). Музей унаследовал имя бульвара. Карлос III не дожил до окончания строительства, и судьбу здания определил его сын Фердинанд VII.
Если Карлос III был абсолютно равнодушен к изящным искусствам, то Фердинанд и его жена Изабелла де Браганса, наоборот, проявляли большой интерес к созданию музея живописи. Благодаря их стараниям в только что построенном здании академии естественных наук была размещена королевская коллекция картин, давшая начало одному из крупнейших музеев Европы.
Безусловной «удачей» для музея явилось то обстоятельство, что советником по приобретению картин уже при Филиппе IV был знаменитый Веласкес, с помощью которого музей получил огромную коллекцию шедевров живописи. Как придворный художник, Веласкес прослужил у Филиппа IV почти 40 лет (1623-1660г.) и добавил к уже существующей коллекции фламандских художников, появившейся во времена Изабеллы, к работам итальянских художников времен правления Карла I (1516-1556 г.) и Филиппа II (1556-1598 г.) около 2000 картин эпохи возрождения.
В начале 17-го века Прадо приобрел картины Рубенса, который прибыл в Испанию с дипломатической миссией и, к счастью для музея, предпочитал ей работу живописца.
В 1700 году первый испанский правитель династии Бурбонов герцог Анжуйский (король Филипп V) передал Прадо большую коллекцию предметов итальянского прикладного искусства – Tesoro del Delf?n («Сокровища Людовика Великого Дофина»).
Последним правителем, оставившим значительный след в пополнении коллекции музея, был Карл IV (1788-1808 г.), при дворе которого работал Гойя. После испанской революции в 1830–1839 г. и отделения церкви от государства в коллекцию музея попало достаточное количество работ, принадлежащих церкви. Характерно, что сейчас Прадо не располагает фондом для пополнения коллекции в отличие, например, от музея королевы Софии, и новые поступление – это, в основном, наследства, пожертвования и подарки музею.
Небольшая экскурсия по залам музея
В отличие от многих других музеев, Прадо имеет три входа. Каждый из них назван в честь великих испанских художников, скульптуры которых расположены рядом с соответствующим входом. Это Гойя, Веласкес и Мурильо. Основной вход, расположенный со стороны улицы Прадо, носит имя Гойя - «Puerta Alta de Goya». Войдя в музей через вход «Гойя», вы попадете на первый и «главный» этаж Прадо.
Среди многочисленных путеводителей по музею есть рекомендации, как обойти музей «правильно», чтобы детально осмотреть экспозицию, не упустить что-то важное и одновременно потратить на это разумное время.
Мы предлагаем совершить небольшую виртуальную экскурсию по музею для того, чтобы дать представление о музее и подготовить ваш реальный визит в Прадо. Мы позволим себе процитировать Нильса Клока (Niels Klok), голландца, живущего в Мадриде несколько месяцев до момента написания своей статьи и пишущего для сайта http://www.notesfrommadrid.com/, где и опубликована эта статья. Он имеет степень магистра по английскому языку, ранее работал в Афинах.
Похоже, что Нильс никогда не был в Лувре и в Эрмитаже. Страх перед большим музеем явно присутствует в его описании. Тем не менее, его рекомендации относительно Прадо нужно учесть, если ваш опыт посещения крупных музеев минимален. Попробуйте воспользоваться его советами – по крайней мере вы сэкономите силы.
Нильс Клок
Предупреждение: эта статья может оскорбить почитателей музея или защитников его неприкасаемого статуса.
Да, конечно, Прадо. Без сомнения, это визитная карточка Мадрида как для истинного любителя искусства, так и для любого автобуса, наполненного туристами. Известный во всем мире, как музей «обязательный для посещения», Прадо содержит огромную коллекцию картин до 18-го века с акцентом на святую троицу испанских живописцев – Гойя, Веласкес и Эль Греко. Отгородившись собственным бульваром (музей действительно находится по адресу «бульвар Прадо»), огромная масса искусства, находящаяся в Прадо и предлагаемая публике, подавляет.
И это одна из проблем Прадо. Неважно при этом, каков предел вашей искусствоведческой выносливости, самый заполненный художественный музей Мадрида имеет слишком большую коллекцию. Сам я обычно называю это днем после полутора часов максимум и решительно выступаю за не более чем часовое времяпрепровождение на любой выставке. Этот интервал может варьироваться от посетителя к посетителю, но независимо от ваших способностей усваивать искусство, я хочу предложить «интенсивный Прадо тур» просто для того чтобы дать вам ориентир, или как средство, чтобы в вашем плане осмотра достопримечательностей появилась галочка против - «мать музеев Мадрида».
Поэтому, для того, чтобы подготовить ваш визит в соответствии с «интенсивный Прадо тур», запомните что:
Ключом к Прадо, по моему скромному мнению, является стратегия осмотра. Минус здания музея - это отсутствие ясной структуры, которая может запутать вас, приведет к тому, что вы заблудитесь, пройдете мимо одного и того же два или три раза, тратя драгоценное время и силы. Возьмите на входе в музей план музея и не выпускайте его из рук. Перед тем, как начать осмотр, скажите себе – «сохраняй ритм движения». Идите бодро и постарайтесь не задерживаться в определенных местах – это нарушит вашу стратегию осмотра и приведет к бесполезной трате ваших энергетических ресурсов. В случае необходимости отметьте интересные вам места на плане, чтобы в следующий раз посетить их еще раз. Всякий раз, когда вам встречаются предметы искусства, не являющиеся живописью, наслаждайтесь ими, их мало и они разбросаны далеко друг от друга – они позволят вам зарядиться энергией для просмотра картин, которые ждут вас далее. И, как это ни покажется странным, начните с подвала и постройте схему своего движения снизу наверх на второй этаж, чтобы набрать потенциал и получить достаточный импульс для созерцания великого Гойи.
Войдя в музей через вход «Гойя», посмотрите на свою карту и направляйтесь (вопреки интуиции) в подвал (залы 100-102 на карте), для чего пересеките весь первый этаж (залы 24-32) и спуститесь на два пролета вниз. Расположенная в подвале коллекция «Сокровища Людовика Великого Дофина» - это чудесное собрание горшков, ваз и других украшений интерьера, о которых слишком быстро забываешь среди помпезных картин наверху.
Поднимитесь на один лестничный марш и поверните налево, направляясь в зал 72. Залы 71-74 представляют классическую скульптуру, привлекательную для любителей скульптуры и, несомненно, интересной с точки зрения тех, кто понимает, что это не написано маслом.
Пройдя 74-ый, поверните налево и бросьте беглый взгляд на итальянских художников в 75-ом (помните – не задерживаться!). Пройдите в 49-ый через 47-ой, пока не обращая внимания на картины итальянцев, вы вернетесь сюда позже. Поверните направо в 55В и удивитесь контрасту итальянской и немецкой живописи. Направляйтесь прямо в 55-ый, поверните налево (во время моего последнего визита другой возможности не было, так как все залы с индексом «А» были закрыты) и пройдите мимо умеренно интересных фламандцев в залах 56 и 57, снова поверните налево в 57B и еще раз налево в 56B. Не ходите вперед! Вы уже были там. Поверните направо и вы снова пройдете мимо итальянской живописи Рафаэля в 49-ом. Поверните направо еще раз, пересеките 50-ый и ... поздравления – вы закончили осмотр 2-х из 4-х этажей музея.
Немного сместитесь налево и поднимитесь по лестнице – вы вернулись туда, откуда начали осмотр. Пересеките холл и войдите в зал 4, который слева от вас. Здесь до самого тупика - французская живопись. К сожалению, картины Клода в самом конце 2-го зала просто великолепны (их расположение я бы назвал сегодня результатом мерчендайзинга), поэтому – быстро во 2-ой и обратно. Прямо впереди (залы 5 и 6) - немного итальянской живописи и единственная голландская комната (7) в музее.
Будучи предателем своей страны (что мне до Голландии), я быстро свернул налево и тут же направо, чтобы взглянуть на Тициана (7А и 8А). Далее – интригующий Эль Греко, на которого, безусловно, стоит посмотреть. Направо в 10-ом начинается Рубенс. Еще раз направо, затем через 8-ой и 9-ый налево в 8В. Не разгоняйтесь, иначе снова попадете в голландскую комнату. Следующий «левый» приведет вас в 9В, а следующий «правый» выведет в коридор, который вы видели ранее (не волнуйтесь - 10В можно без ущерба пропустить).
Это сердце Прадо, пронзенное испанскими мастерами. Поверните налево и мельком осмотрите 26-ой и 27-ой в преддверии больших имен, про 25-ый пока забудьте. Следующий «левый» приведет вас в царство Веласкеса, особенно впечатляющее, возможно, из-за большого восьмиугольного зала. Если вы повернете направо, то и там обнаружите его залы (14 и 15), но имейте ввиду, что дальше тупик, и чтобы выйти обратно в коридор, вам придется еще раз пройти через них.
Очутившись в коридоре, идите налево и приготовьтесь к передозировке Гойей – это практически последний столп вашей экскурсии. Бросьте быстрый взгляд на 16В, продрейфуйте по 29-му и 32-му, где поверните в 35-38-ой. На мой взгляд, округлые картины Гойя наиболее достойны вашего внимания. Из 37-го выходите в коридор и, если вы в эйфории, взгляните на 39-ый справа. Затем прямо и вверх по лестнице справа от вас. Этот путь приведет вас в 85-ый, где Гойя встретит вас красками и счастьем. Получите удовольствие от этого обаятельного временного промежутка, выйдите в коридор и поверните направо – в залах 90-94 вы увидите Гойю примерно с таким же оттенком. Если повернете направо, то увидите салатницу с ингредиентами, которые трудно классифицировать и еще труднее рекомендовать. Забудьте о них и выходите с красками Гойи в голове по лестнице, затем вдоль большого коридора к месту, где вы оставили свое пальто.
На этом этапе хлопните себя по заднице – вы смогли это сделать!
Конечно, впечатление от виртуальной экскурсии, проведенной Нильсом Клоком, было бы не полным без изображений самих картин. Мы приведем несколько, разделив их по школам – итальянская, фламандская, голландская, германская и, конечно, испанская. Большинство из них хорошо известны, и это усилит ваше желание увидеть их собственными глазами в музее.
Итальянцы
Рафаэль. «Портрет кардинала». Ок. 1510 г. Время правления Карла IV совпало с бурными политическими событиями, и королю было не до Прадо. Тем не менее, Карл IV находил время покровительствовать искусству. |
Тициан. «Император Карл V в сражении при Мюльберге». 1548 г. Этот портрет стал уникальным явлением в истории живописи XVI века, поскольку впервые запечатлел фигуры всадника и коня в полный рост. Говорят, идея такого портрета пришла самому Карлу V, и Тициан в письме 1547 года одобрил ее, упомянув о военных победах Испании, которые решил соотнести с классическими образцами. |
Сандро Боттичелли. «История Настаджио дельи Онести». Ок.1486-1487 г. Тосканская живопись XV века представлена в Прадо тремя работами Сандро Боттичелли с учениками на сюжет из «Декамерона» Джованни Боккаччо. |
Фламандцы
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Самое известное, загадочное и сложное для толкования произведения Босха. В левой части триптиха изображены Рай и сотворение Евы; в центральной – десятки обнаженных людей, резвящихся среди диковинных предметов, причудливых построек, гигантских ягод, плодов и птиц; правая часть представляет видение Ада, где огромные музыкальные инструменты и ножи превращены в орудия пыток. Название своему триптиху дал не сам Босх. Впервые это произведение описал в 1605 году священник Хосе де Сигуэнса. Картина открывает широчайший простор для разнообразных толкований. |
Петер Пауль Рубенс. «Три грации». В последнее десятилетие жизни Рубенс был фанатично увлечен мифологической тематикой, а в его картинах стали звучать откровенно-интимные ноты. Сюжет картины берет начало в античности – три грации, три юные красавицы – Ефросина, Аглая и Талия были спутницами богини любви и красоты. В их образах Рубенс изобразил свою молодую жену. |
Голландцы
Рембранд. «Артемизия». 1634г. К моменту написания Рембранд пользовался определенной известностью, как автор композиций на библейские и мифологические сюжеты, и торговец картинами Геррит ванн Эйленбург убедил его приехать в Амстердам, где Рембранд создал ряд исторических полотен, в том числе «Артемизию». Артемизия, жена Мавзола, правителя государства Кари, после его смерти в 353 году до н.э. в память о нем воздвигла грандиозную усыпальницу – мавзолей, ставший одним из семи чудес света. Артемизия выпила разведенный в воде прах своего мужа, тем самым как бы превратив себя в живую гробницу. Моделью для Артемизы послужила жена художника Саския ван Эйленбург. |
Германцы
Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498г. Английский король Карл I не был поклонником Дюрера, однако владел автопортретом художника и портретом его отца, преподнесенным ему в 1636 году, как дипломатический дар города Нюрнберга. Обе картины так понравились Карлу, что он приказал сделать с них копии, которые также хранил в своей коллекции. После его казни в 1649 году эту коллекцию по решению Кромвеля и парламента выставили на продажу. Портреты приобрел королевский портной Дэвид Мюррей, у которого их выкупил Алонсо де Карденас? посол Испании в Лондоне, выполнявший поручение Филиппа IV. |
Испанцы
Эль Греко. «Рыцарь с рукой на груди». 1577-1579 г. Эль Греко был блестящим портретистом. «Рыцарь с рукой на груди» стал своего рода символом Испании времен Филиппа II. Хотя портрет считается одним из самых ранних, написанным Эль Греко в Испании, в нем уже проявляется все то, что сформирует особый, индивидуальный подход художника к этому жанру испанской живописи. |
Диего Веласкес. «Распятие». 1632 г. Изначально находилась в монастыре Сан Пласидо в Мадриде. Резко отличается от традиционного изображения сцены Распятия в привычной обстановке с непременным грозовым облаком. Художник поместил тело Иисуса на зеленом фоне, словно на алтарном покрывале, на которое падает тень от креста и тела Христа. Тем самым Христос предстает как благочестивый алтарный образ и как живой человек, близкий и понятный зрителю. |
Диего Веласкес. «Менины (Фрейлины)». 1656 г. Эмблема Прадо и величайшее и самое знаменитое сокровище музея. Это полотно – кульминация творчества Веласкеса в качестве придворного живописца. В первых каталогах упоминалась, как «Семья Филиппа IV». На картине изображен эпизод из реальной жизни, а ее персонажи будто захвачены врасплох. Композиция картины очень сложна: королевская чета, чей портрет и пишет Веласкес в данный момент, предстает перед нами только как отражение в зеркале, является одновременно и объектом изображения и его зрителем. Любой человек, стоящий перед картиной, вовлекается в некую захватывающую игру – сложный обмен взглядами между персонажами картины. Загадочный образ усиливается мастерским изображением света. Юные придворные дамы, давшие название картине, - это донья Мария Агустина и донья Исабель де Веласко. |
Франсиско Гойя. «Семья Карла IV». 1800 г. Весной 1800 года Гойя энергично работает над групповым портретом королевской семьи, сознательно имитируя манеру Веласкеса в его «Менинах». Гойя поместил в картину и себя, однако его присутствие – в отличие от присутствия Веласкеса – не может быть логически оправдано. Художник изобразил себя на заднем плане, за основной группой, в позиции, из которой он мог написать лишь спины своих моделей. И тем не менее, картина производит незабываемое впечатление, поскольку демонстрирует его поразительную технику, а также остроту и точность его восприятия. Королева Мария Луиза лидирует в этом собрании, ее лицо с плотно закрытым беззубым ртом отражает властность и твердость. В портрете не видно никакого желания приукрасить модель: двойной подбородок и толстая шея бросаются в глаза, ее руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая их соблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми. Она держит за руку инфанта Франсиско де Паула Антонио, другой рукой обнимает за плечи инфанту Марию Изабеллу, будущую королеву Неаполитанскую. Облик детей отмечен хрупкостью, невинностью и неизменной симпатией Гойи к детям. Карл IV стоит на небольшом удалении справа, за ним – брат инфант Антонио Паскуаль, добродушный, но слегка глуповатый, принцесса, имя которой не установлено, дон Луис, принц Пармский и его жена инфанта Мария Луиса (дочь короля и королевы). Слева человек в голубом камзоле – старший сын короля, в будущем тиран Фердинанд VII. Гойя реально осознавал масштабы своего таланта и возможно поэтому мог рискнуть положением первого придворного живописца и отважиться написать правдивый портрет королевских персон. Королевская семья не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. И хотя Гойя никогда больше не получал королевских заказов, произошло это не оттого, что их оскорбил портрет. |
Франсиско Гойя. «Маха одетая» и «Маха обнаженная». 1800 г. Принято считать, что на картинах изображена герцогиня Альба, скончавшаяся в 1802 году. Однако точно известно, что в 1800 году изображение обнаженной махи находилось в коллекции Годоя, и иногда картины демонстрировались, как диптих, причем, одетая шаловливо прикрывала обнаженную. Махи вызвали скандал, и художник даже был вызван в инквизицию, правда, исход дела остался неизвестным. Махи – не очень богатые жительницы Мадрида, обитающие в кварталах, где проживали, в основном, ремесленники. Их отличал резкий темперамент, гордость и независимость – она легко могла быть цыганкой, куртизанкой, в общем, женщиной свободных нравов. |
Франсиско Гойя. «3 мая 1808 года в Мадриде, расстрел повстанцев». 1814 г. Гойя использует целый ряд приемов для искажения действительности и усиления эмоционального эффекта. Зловещий свет фонаря, белоснежная рубашка на центральной фигуре, чьи руки выброшены вперед в порыве протеста против бездумной жестокости расстрельной команды, изломанные окровавленные тела, похожие на тряпичных кукол, - все это позволяет передать атмосферу насилия и ужаса с силой, никогда до тех пор в живописи не встречавшейся. |
Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей». 1820-1823 г. В 1814 году Гойя удостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. Но он болен, разочарован и принимает решение уехать из Мадрида жить в одиночестве в своем загородном доме "Дом глухого» (Quinta del sordo). Стены своего жилища он изнутри расписывает мрачными фресками "Черными полотнами" (позже их перенесли в музей Прадо). Одна из них - «Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей» - ужасный символ обезумевшего человечества, раздирающего самое себя, уничтожающего в ярости и алчности свое будущее. Сатурн (или Крон) – древнеримский бог земледелия, правивший на земле в Золотой век. Мать-Земля предсказала, что один из потомков Крона узурпирует его власть, и, чтобы этого не произошло, Крон пожрал своих детей. Когда же родился Зевс, мать завернула в пеленки камень, который Крон, ничего не подозревая, проглотил вместо Зевса. Так Зевс был спасен и, в конце концов, сверг своего отца. |
Обладая грандиозной коллекцией картин и скульптур, Прадо может выставить на общее обозрение не более их седьмой части. Проблема – в ограниченных выставочных площадях. Именно поэтому реконструкция музея в сторону расширения происходит постоянно и началась более 100 лет назад. Первое, что было сделано для этого – музей принял под свою крышу все открытые пространства с задней стороны здания. Затем музей оккупировал Cas?n del Buen Retiro, находящийся рядом со входом в парк Buen Retiro.
И наконец, в конце 2007 года испанским архитектором Рафаэлем Монео (Rafael Moneo) было построено новое здание на месте развалин древнего монастыря. |
В старом здании Прадо освободилось около 40 залов, что значительно облегчило нагрузку на него. В новую пристройку переехало множество скульптур, открылись залы рисунков и эстампов, в частности, более 1000 офортов Гойи, которые хранились в запасниках музея.
(Справка: Билеты в Прадо на постоянную экспозицию стоят 14 Евро. Если вы пенсионер или студент из России (не являетесь студентом стран ЕС), билет можно приобрести в два раза дешевле, предъявив удостоверение. Музей предлагает зайти бесплатно: со вторника по воскресенье с 18 до 20 часов, по воскресеньям с 17 до 20 часов, а так же в праздники - 6 декабря, 19 ноября, 12 октября, 2 мая и Международный день музеев в течении всего дня для детей до 18 лет, пенсионерам старше 60-ти или инвалидам (при этом сопровождающий инвалида тоже проходит бесплатно), многодетным семьям.
Билеты на временную экспозицию стоят 10 Евро с примерно такими же условиями скидок, как и для постоянной экспозиции.
Если вы хотите сэкономить, покупайте, как обычно билеты в интернете https://www.museodelprado.es/en/visit-the-museum .
В Прадо, правда, сильно не сэкономите – билет будет стоить 7 Евро, а льготный 3,5 Евро , но, возможно (не проверено) удастся зайти, минуя общую очередь через кассу, оформляющую покупку билета через интернет.
Мы не будем перечислять все варианты стоимости билетов в Прадо и другие музеи Мадрида в одном пакете – их очень много. Похоже, что музей позаботился о том, что искусство должно быть доступно всем, поэтому предложил массу вариантов, где можно сэкономить евро-два, но для каких-то категорий жителей Мадрида и гостей Прадо это, наверное, достаточно важно).